ЧЕМУ УЧИЛ БУДДА
Будда учил Четырем благородным истинам, которые говорят о том, что:
страдание существует (рождение, старость, болезни, смерть и т.д.);
страдание происходит в силу причин и условий (желание, себялюбие, алчность и т.д.);
есть возможность прекращения страданий;
есть путь, который ведет к прекращению страданий - это благородный восьмеричный путь.
истинное воззрение,
истинная решимость,
истинная речь,
истинное поведение,
истинный образ жизни,
истинное усилие,
истинное направление мысли,
истинное сосредоточение.
Будда указал на закон причины и следствия (карма). Этот закон означает, что все действия тела, речи и ума имеют определенное следствие. Вследствие добродетели возникают приятные результаты, то есть человек испытывает счастье. Негативное действие порождает страдание. Следствия деяний могут проявиться в этой жизни не сразу, они могут быть испытаны в последующих перерождениях.
В практике буддизма очень важно осознание того, что все живые существа в мире страдают, что каждое существо не желает страданий и хочет обрести счастье. Будда учил тому, что природа Будды присуща всем живым существам и все имеют возможность достичь состояния Будды. Сам достигший святости, он учил на собственном опыте, как можно достичь Просветления. Каждый, кто правильно применяет Учение, достигает состояния Будды.
В мире существует множество страданий. Его описывает широко распространенное изображение - «Колесо Сансары». Оно выглядит следующим образом: в центре расположено колесо, которое символизирует круговерть бытия; это колесо крепко держит страшное чудовище - Хозяин Смерти. Колесо делится на шесть сегментов, которые, в свою очередь, символизируют шесть миров сферы желаний.
Существует шесть сфер обитания живых существ. Три из них относятся к благим рождениям, три - к низшим. В центре колеса - ступица, в которой нарисованы змея, петух и свинья. Змея символизирует гнев, петух - страсть, а свинья - неведение. Эти символы говорят о том, что живые существа шести миров постоянно страдают, и корень этих страданий - страсть, гнев и неведение.
Далее видна ступица колеса, на черной стороне которой изображен человек, летящий вниз головой в низшие миры - в ад, мир голодных духов или же животных. На другой стороне ступицы, окрашенной в белый цвет, изображен человек, идущий вверх. Весь путь его освещен ярким солнечным светом. Так символически изображается промежуточное состояние живого существа, направляющегося в высшие миры: богов, полубогов или людей.
В сегментах круга изображаются шесть миров сферы желания, куда живое существо может попасть из бардо (промежуточное состояние после смерти до обретения нового рождения). Если оно совершило тяжкий проступок или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжкие муки от жары, холода и других невыносимых страданий. Рождение в мире голодных духов чаще всего происходит тогда, когда человек совершает недобродетели средней тяжести, или же в силу его большой жадности и корысти. Голодные духи - преты - обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями. Они страдают из-за того, что не могут добыть себе питья и пропитания, а если и найдут его, то не могут насытиться, ведь горло их очень узко для того, чтобы пропустить через себя еду, вдобавок, еда превращается в огонь и начинает жечь все их нутро, принося невыносимые страдания.
Три верхних мира иначе называются тремя благими участиями. Рождение человеком является результатом накопления многих добродеяний. То, что сейчас мы родились людьми, означает, что у нас были большие благие заслуги в прошлом. Человеческое рождение дает нам возможность узнать о методах, при помощи которых можно освободиться от страданий и принести пользу себе и другим.
В мире богов живые существа испытывают гораздо большее блаженство, чем в мире людей - многие люди желают там родиться. Особенность мира богов заключается в том, что в нем меньше страданий от старости и болезней, к тому же боги не испытывают трудностей с пропитанием. Однако это не говорит о том, что в нем нет страданий вообще. Боги очень страстны, и это мешает им совершать добродеяния. Этому мешает также постоянное блаженство, которое они испытывают - оно не дает им отвлечься на другие дела. К тому же, боги смертны, и когда у них появляются признаки близкой кончины, они испытывают тяжелые муки. За неделю или две до смерти цвет тела богов изменяется, оно начинает источать неприятный запах, а гирлянды цветов, украшающие их шеи - вянут. Поскольку ум богов постоянно занят негой и блаженством и они не совершают добродеяний, то все добродетели, которые они накопили в прошлых жизнях, иссякают. В силу присущего им ясновидения боги осознают, что их ждет перерождение в низших мирах, и ощущают, какие страдания ждут их в будущем. В это время их покидают все друзья и родные, которые раньше их очень любили.
Кроме вышеперечисленных миров, есть еще мир полубогов (асуров). По своему положению они равны богам - они так же красивы, богаты, но они не могут достать себе нектар, которым питаются боги. Поэтому асуры испытывают большую зависть к богам, а значит, испытывают страдания; они хотят достать себе этот нектар, и потому постоянно воюют с богами. В отличие от асуров, боги обладают большим блаженством, а так как они ни в чем не знают недостатка, у них более спокойный нрав.
От страданий сансары трудно уйти. Чудовище, которое обхватывает руками, ногами и пастью «Колесо Сансары», символизирует то, что живое существо, где бы оно не получило рождение, не может уйти от страданий рождения, болезней, старости и смерти. Над изображением Колеса Сансары помещается образ Будды Шакьямуни, который рукой показывает на полную луну. Полная луна символизирует освобождение, или нирвану. Когда Будда рукой указывает на полную луну, он хочет сказать, что, кем бы мы ни рождались в сансаре, мы всегда будем испытывать страдания. Поэтому нам следует искать блаженства за пределами сансары, то есть в нирване. Если мы достигнем нирваны, то полностью избавимся от своих страданий.
Будда учил методам развития сострадания и мудрости.
Сострадание означает ощущение великой любви и сострадания ко всем живым существам в постоянном и неустанном оказании им помощи. Мудрость - это понимание истины о том, что существует страдание и причины страдания, а также есть путь, ведущий к Просветлению и устранению страданий. Посредством этой мудрости устраняются все заблуждения, и отсекается корень всех несчастий.